Кафедральный собор Кадиса (исп. Catedral de Santa Cruz)
Кафедральный собор Кадиса (исп. Catedral de Santa Cruz) является одной из главных достопримечательностей города. В начале XVIII века Кадис переживал период экономического расцвета, город был полон амбиций и претендовал на новые политические позиции. Кадис становился одним из самых богатых и влиятельных городов в Андалусии, однако новому высокому статусу города явно не соответствовал имеющийся на тот момент главный храм города. Старый собор был основан в середине XIII века, при этом он пережил пожар в 1596 году и находился в достаточно неприглядном виде на начало XVIII века. Правители города прекрасно понимали, что в Кадисе просто необходимо построить новый собор, который подчеркнет могущество города.
За проект взялся знаменитый испанский архитектор Висенте Асеро, который за своими плечами уже имел опыт руководства строительством кафедральных соборов в Гуадиксе и Гранаде. Архитектурный план строительства во многом формировался как раз под влиянием предыдущих работ архитектора. Строительство началось в 1739 году, а закончилось лишь в 1838. Причиной столь длительного строительства послужило значительное ухудшение экономической ситуации города и, как следствие, нехватка денег. За 116 лет строительства Кадисского кафедрального собора произошла смена шести архитекторов, последним из которых стал Хуан Даура.
Постоянные смены архитекторов, каждый из которых представлял свою школу и имел собственные взгляды на архитектуру, отразились в необычном виде здания, и сегодня в различных его элементах можно встретить черты самых разнообразных архитектурных стилей: барокко, рококо и неоклассического стиля.
Фасад кафедрального собора
Пожалуй, первое, на что Вы обратите внимание, увидев здание Кафедрального собора в Кадисе, будет большое количество движения, которое передают его декоративные элементы. Архитекторы смогли достигнуть этого благодаря большому количеству объемных элементов, как выгнутых, так и вогнутых форм.
![]() |
![]() |
Самыми прекрасными элементами наружной части, безусловно, являются 3 его портала. Главный фасад собора частично выполнен из мрамора, а частично из известняка, что придает ему достаточно своеобразный, необычный и запоминающийся вид. Фасад включает в себя 2 основные секции, одна из которых состоит из четырех колонн в коринфском стиле с необычными пилястрами и основания с интересными рельефами. Во второй, верхней секции выделяются статуи Святого Германа и Святого Сервандо работы Фруко, представителя генуэзской школы. Эти статуи были созданы еще в XVII веке и дожидались конца строительства Нового Собора, в котором они находятся и по сей день.
Колокольня
Колокольня (исп. La torre de poniente) кафедрального собора Санта Крус выделяется своей высотой и является исключением из классических правил постройки сооружений того времени. Дело в том, что руководствуясь соображениями безопасности, правящая династия запрещала строить высокие сооружения, так ка они могли быть уязвимы артиллерии противника. Колокольни, стоящие слева и справа от центрального входа имеют значительную высоту и построены по подобию астрономических обсерваторий.
Боковые порталы
Оба боковых входа Кафедрального собора в Кадисе идентичны. Основными материалами, использованными в их строительстве, были мрамор и яшма. Величие боковым порталам придают располагающиеся сбоку от ворот башни, архитектурный ансамбль которых разделяется на три секции. В верхних частях башен находятся колокола, в архитектурном плане эти элементы имеют округлую форму и украшены колоннами с выразительными капителями. Средняя секция башни выделяется рельефными круглыми декоративными элементами в форме окон. Нижняя часть имеет восьмиугольное основание и выполнена из тесненного камня.
Интерьер
Внутренняя планировка кафедрального собора состоит из трех нефов, которые отделены друг от друга коринфскими колоннами и вместе образуют в основании форму креста. Большое количество колонн необходимо для поддержания роскошной массивной верхней части строения.
![]() |
![]() |
Все эти элементы высечены из мрамора. В целом Кафедральный собор Санта Крус можно условно разделить на две части: первую в классическом стиле, в основном выполненную из мрамора и вторую, выполненную по большей части из известняка. Отдельно стоит сказать и о крыше, основным материалом в которой так же является известняк. Особую оригинальность внешнему виду придают своды храма, которые имеют цилиндрическую форму и богато украшены оригинальными декоративными элементами, особенно интересно выглядит купол трансепта.
Внутри кафедральный собор богато Санта Крус украшен мрамором, в нем находится 16 капелл, каждая из которых по-своему интересна. Самыми интересными храма являются:
- Капелла Святого Петра. Свое название капелла получила благодаря мраморной статуе Святого Петра, которая была перенесена из Старого собора Кадиса. Фигура выполнена в полный человеческий рост итальянским мастером Фтрутосом. Выделяется и изящный запрестольный образ капеллы, богато украшенный мраморными и каменными элементами.
- Капелла Успения Пресвятой Богородицы. Капелла интересна тем, что в ней в 1775 году была проведена первая месса. Примечательно, что к этому моменту само здание было еще не достроено. Капелла Успения Пресвятой Богородицы богато декорирована итальянским мрамором, в ней находятся фигуры трех святых: Пресвятой Богородицы, Святого Фермина и Святого Мартина. Пол капеллы вымощен цветной мраморной мозаикой.
- Капелла Святых братьев Германа и Сервандо. В ней располагаются статуи святых-покровителей города. Интересно, что это единственные фигуры в церкви, которые выполнены мастером-женщиной. Работы принадлежат представительнице севильской школы Луизе Роланд.
- Капелла Жана-Батиста де Саля. В этой капелле находится статуя святого, давшего капелле название. Кроме скульптуры Жанна-Батиста де Саля, в капелле находятся прекрасные работы мастеров севильской школы барокко XVII века - фигуры Святого Иоанна и Святой Девы.
Пресвитерий
Пресвитерий - это важнейший элемент любого кафедрального собора, по которому часто судят о его значимости. Конечно, эта часть храма имеет такую значимость из-за того, что в ней находится центральный алтарь.
Пресвитерий кафедрального Собора Санта Крус (исп. Catedral de Santa Cruz de Cadiz) имеет в основании круг, окруженный парными коринфскими колоннами, внутри которого располагается алтарь. Автором проекта Пресвитерия является Мануэль Мачука, работал над проектом мастер Хуан де ла Вега. Для создания колонн использованы серый мрамор, красная яшма и бронза. В центральной части Пресвитерия находится созданный в стиле ренессанс из бронзы и серебра алтарь работы Хуана Росадо. В конце XIX века над алтарем был установлен образ Непорочного Зачатия, относящийся к XVII веку и приписываемый к руке Франсиско Вильегаса.
Хоры
Недалеко от пресвитерия находятся и хоры кафедрального собора Санта Крус, выполненные еще в самом начале XVIII века и считающиеся одной из главных его достопримечательностей. Материалами для исполнения хоров послужила древесина красного дерева и кедра. Сидения хоров можно условно поделить на две группы. Первая группа состоит из сорока высоких сидений, которые разделены колоннами и религиозными полотнами. Сверху это часть хоров украшена роскошным антаблементом, на котором изображены ангелы и святые. Вторая группа состоит из 25 сидений и украшена намного скромнее.
Крипта
Крипта кафедрального собора в Кадисе, выполненная из устричного камня в 1730 году. Работу выполнил испанский архитектор Висенте Асеро, который смог совместить в этом произведении простоту линий, фундаментальность и изящество. По краям данной фотографии Вы видите таблички с именами похороненных в крипте личностей, оставивших яркий след в истории Кадиса. Так, здесь похоронен прекрасный классический композитор, Мануэль де Фалья. Он считается одним из лучших музыкантов Испании первой половины XX века и написал такие произведения, как опера `Короткая жизнь`, `Балаганчик мастера Педро`, музыку знаменитого балета Леонида Мясина `Треуголка` и многое другое. Так же здесь погребен Хосе Мария Пеман, испанский поэт, журналист и писатель. Известны его стихи посвященные родной Андалусии. Хосе Мария Пеман отличался уникальным стилем написания драматургических произведений, который находился на гране между классицизмом и модернизмом. Пеман за несколько месяцев до смерти был награжден почетным Орденом Золотого Руна.
Не смотря на то, что крипта не отличается особой броскостью и роскошью, она представляет собой прекрасное произведение архитектуры и считается одной из лучших работ Висенте Асеро. Простота линий, тесненный камень, строгие формы - все это гармонично сплетается в единый архитектурный комплекс, который доносит до посетителя идеи о вечном, о смысле жизни и неизбежности смерти.